Адрес : г.Владимир,
ул.Спасская, д.1а,
ТЦ "Особняк", 3 этаж

Наш телефон:
(4922) 32-43-91
salon-collection@yandex.ru

 

     
монеты             почтовые марки             открытки и конверты              боны              нагрудные знаки и медали       

 

ГДЕ ПОСЫЛКА

Альбомы для значков

Альбом для значков 850 руб.


1$ монеты Президенты США

 Ватикан. Набор монет 1 об

 Ватикан. 1969г.

Подарочный набор монет 

 

Читайте НОВОСТИ на сайте  >>>

 См. СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ >>> 

Статьи

Статьи

« Назад

"Анна с цепью": полцарства за монету  08.09.2011 22:56

"Анна с цепью": полцарства за монету

Редчайший пробный рубль «Анна с цепью» с гуртовой надписью - единственный (!) в частной коллекции. Известны еще только две подобные монеты: в собрании Государственного Эрмитажа и в собрании Национальной нумизматической коллекции США, хранящейся в Смитсоно.

 

Это легендарная монета в российской нумизматике. Именно с этой редкой пробной монеты (возможно, работы Антона Шульца) начинается монетная иконография царственного лика Анны Иоанновны. На оборотной стороне монеты изображен орел, окруженный цепью ордена Святого Андрея Первозванного. Гурт этого редкого рубля бывает двух типов: с узорной насечкой и с надписью (такие монеты являются редчайшими и могут быть определены как уникумы).
Финансовая ситуация в начале царствования Анны Иоанновны требовала, чтобы проба серебряного рубля была приведена в соответствие с пробой европейской кроны или талера. Сенатским указом от 15 апреля 1730 года были подтверждены параметры серебряных рублевых монет, установленные еще при Петре I в 1718 году: из 1 фунта серебра 70-й пробы надлежало чеканить монеты на сумму в 14 руб. 40 коп. Однако финансовые возможности государства в то время не позволяли этого сделать. Была только повышена проба серебряных монет с 70/96 до 77/96, но без изменения количества чистого серебра в рубле - эквивалент 19,9 грамма. Новый, слегка более компактный рубль был введен в 1731 году.

О портретах

Период правления самодержицы отмечен в нумизматике обилием рисунков портретной и гербовой сторон монет. Художественный уровень портретов императрицы на монетах отличается большой неоднородностью. Объясняется это как привлечением известных граверов и медальеров из других государств (немец Лефкен, датчанин Шульц, австриец Фукс, швейцарец Гедлингер), так и появлением талантливых российских «резного штемпельного дела мастеров» (Иван Васильев, Лукьян Дмитриев и др.).
Известный исследователь Рандольф Зандер в своей книге «Серебряные рубли и ефимки Романовской России. 1654-1915» отмечает, что в рублях, чеканенных в период царствования Анны Иоанновны, не было ничего необычного. По технике исполнения они не были сколько-нибудь выдающимися. Технологически при изготовлении монет обходились без маточников. Все основные элементы изображения лицевой и оборотной сторон гравировались на штемпелях вручную. Граверы-копиисты в большинстве своем работали посредственные, на уровне подмастерьев. Гравировали они грубо, даже примитивно, часто допускали ошибки, которые не исправлялись или исправлялись грубо, особенно в маленьких буквах надписи на лицевой стороне. Исправление ошибок, подчистка и подгравировка штемпелей в процессе приработки или изнашивания порождали новые ошибки и производили на свет новые разновидности.
Важнейшим годом в истории чеканки рублей Анны Иоанновны был 1736 год, когда Иоганн Карл Гедлингер создал большинство штемпелей, предназначенных для Большой императорской государственной печати и для многих медалей и монет.
В своих публикациях нумизмат-любитель Е. Г. Полуйко отмечает, что чеканка рублевых монет императрицы Анны Иоанновны начиналась с довольно продолжительного периода отработки в 1730 году портретной стороны монеты. Неоднократно изменялись размер портрета, отображение прически, рисунок одежды и украшений.
Известны и описаны редкие варианты рублей 1730 года типа «с большой головой», «локон закрывает ухо» или «...закрывает шею», «без щитков на плече», «шесть наплечников из лент»... Приводит Полуйко и другие существующие среди коллекционеров эмоциональные определения и описательные характеристики разновидностей портретов императрицы - тут «реалистичный» и «Анна с гордо поднятой головой», «Анна с длинным носом», «царственный портрет» (правда, этот портрет еще называют и «ведьмой»), «лирический», «идеализированный» портреты. Есть еще и «царственный бюст», гротесковый рубль «со срезанным лбом» и даже - «лошадиная морда», «хмурый», «злой» и «обиженный» портретные образы.

О монете

Имеющая скорее информационное, чем художественное, значение оборотная сторона была «обделена» вниманием. По этой причине - кроме легендарного типа «Анны с цепью» - нет пока указаний на существование других пробных вариантов монет в монетной иконографии императрицы. При изготовлении пробных рублей 1730 года вполне естественным было использование монетных кружков, приготовленных (загурченных) для чеканки серийных рублевиков предшествовавшего царствования.

Итак, пробная монета «Анна с цепью».

На аверсе изображен портрет императрицы Анны Иоанновны в профиль. На реверсе - орел, увенчанный тремя императорскими коронами. Орел окружен цепью ордена Святого Андрея Первозванного. Поэтому рублевик и носит название «Анна с цепью». Гурт этого редкого рубля бывает двух типов: на большинстве известных экземпляров они с узорной насечкой, остальные, которые встречаются гораздо реже, с надписью: «РОССИСКОI * РУБЛЬ * МОСКОВСКОГО * ДВОРА *». В свою очередь, пробная монета 1730 года с узорчатым гуртом имеет две разновидности, на которых разнятся габариты головы императрицы - есть разновидность с «большей» и «меньшей» головой.
В 1730 году при изменении внешнего оформления монет в связи с воцарением на престол Анны Иоанновны, племянницы Петра I, не был принят вариант рубля с гербовым орлом, окруженным цепью ордена Андрея Первозванного. Для массового выпуска был утвержден вариант, на котором цепь надета на плечи орла, а пробный рубль, получивший неофициальное название «Анна с цепью», стал достоянием некоторых музеев и нескольких частных коллекций.

Об ордене

На тиражных монетах, в том числе и рублевых, орден Андрея Первозванного изображался в связи с помещенным на нем государственным гербом Российской империи. На гербовой стороне монет на плечи орла надета цепь с орденом. Такое изображение находится на ряде общегосударственных золотых и серебряных монет 1730-1796 годов, на общегосударственных медных монетах 1758-1796 и 1802-1830 годов. На другой разновидности герба цепь ордена находится не на плечах орла, а окружает щиток с московским гербом (всадник) на его груди. Такое изображение находится на платиновых монетах 1828-1845 годов, на общегосударственных золотых и серебряных монетах 1832-1858 и медных 1849-1858 годов.
Упрощенное изображение знака ордена (Андреевский крест на груди орла) отчеканено на пробных 5 копейках 1740 года. Надо полагать, что золотые
2 рубля петровского времени и ординарные и двойные червонцы 1749-1753 годов с изображением святого Андрея чеканились в определенной связи с символами высшего русского ордена.

О деньгах

Разновидность «Анны» с узорчатым гуртом в состоянии VF была продана на аукционе Сотбис (Sothebys) 10.10.1995 за $ 31 680. Предлагалась 19.02.1998 на аукционе Антикварного объединения «Гелос» № 9 при стартовой цене $ 46 000-50 000, но лот не был продан. В 2002 году в два приема чешский аукционный дом «Ауреа» (Auction Aurea Numismatika 6 Antonin Prokop Collection, Part 1, 7 декабря 2002 года и Auction 8 Antonin Prokop Collection, Part 2 17 мая 2003 года) распродал в Праге коллекцию петербуржца чешского происхождения Антонина Прокопа, который покинул Россию после Октябрьской революции. Он успел вывезти свои нумизматические сокровища, которые и были проданы с молотка на этих аукционных торгах по поручению его потомков.
Наиболее дорогим лотом стала «Анна с цепью» с узорчатым гуртом. Новый владелец приобрел эту монету на второй распродаже коллекции Антонина Прокопа за $ 270 тысяч (лот 170). А в 2010 году на аукционе фирмы Кюнкер (Fritz Rudolf Kuenker GmbH # 164 28 января 2010) был продан лот 1110 за EUR 410 тысяч). Предварительная оценка лота была превышена в четыре (!) раза. Это был тот самый экземпляр «Анны с цепью» от Антонина Прокопа.
Уникальный пробный рубль с гуртовой надписью имеет короткий шлейф проходов на известных нумизматических аукционах. Сначала он «засветился на аукционе» UBS (Gold and Silver Auction, 25 января 1989 года, лот № 2082) и RENAISSANCE (Auctions LIC, 2000 года, Russian Collection, лот № 197). 16 октября 2004 года на аукционе Антикварного салона «Екатерина» (№ 25) пробная «Анна» с гуртовой надписью ушла по стартовой цене $ 200 тыс. Прошла эта продажа как-то буднично - без аплодисментов и одобрительного гула зала. Это был признак того, что новые рекорды еще впереди. Так оно и получилось. Ровно через три года - 13 октября 2007 года при стартовой цене 15 млн рублей этот же рубль был продан за рекордные 15,6 млн рублей на нумизматическом аукционе № 46 «Коллекционные русские монеты и медали» Специально-нумизматической фирмы «Монеты и медали» (лот 140).
Так был установлен абсолютный рекорд цены, уплаченной когда-либо за российскую монету, - почти $ 626 тысяч. До этого он принадлежал безгуртовому рублю «Константина», проданному на аукционе Дмитрия Маркова в Нью-Йорке за $ 550 тыс. (The New York Sale. Auction VIII. Rare Russian Coins and Medals. January 15, 2004). Правда, есть специалисты, утверждающие, что это, скорее всего, новодельная копия Иверсена, или, как ее еще называют, иверсеновский псевдоноводел самой знаменитой российской монеты.
Максимальная цена, достигнутая до названного аукциона на российском нумизматическом рынке, составляла $ 350 тыс. Столько заплатили 15 апреля 2006 года за «Рейхелевскую полтину» - пробную монету, отчеканенную в 1845 году по случаю 20-летия пребывания Николая I на престоле (лот № 328 нумизматического аукциона № 36 «Коллекционные русские монеты и медали» Специально-нумизматической фирмы «Монеты и медали»).

Виктор Кавалеров
"Золотой червонец" ноябрь, 2010