|
ВВЕДЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПОЧТОВЫХ МАРОК
Стандартные почтовые марки
По примеру Англии и некоторых других стран в России в 1843 г. была разработана и утверждена система оплаты внутренней почтовой корреспонденции (кроме посылок) в зависимости только от их веса, без учета расстояния пересылки. В то же время, в связи с непрерывным ростом почтового обмена способ оплаты отправлений наличными деньгами с выдачей расписок становился обременительным. Введение штемпельных конвертов не решало полностью эту проблему. В 1855 г. управляющий перевозками почты по железной дороге А. П.Чаруковский подал главноначальствующему над Почтовым департаментом В. Ф. Адлербергу проект с подробным изложением мероприятий по введению приклеиваемых марок в России. Проект был одобрен и 30 июля 1856 г. были изготовлены пробные оттиски разных цветов первых штемпельных марок (как их тогда называли) двух типов — с государственным гербом и с головой Меркурия, круглые. Эти образцы не были приняты. Новый рисунок первой русской марки прямоугольной формы, позволявший более эффективно размещать марки в листах при их печати, был создан старшим гравером Экспедиции Заготовки Государственных Бумаг (ЭЗГБ) Ф. М. Кеплером и подан на рассмотрение 21 октября 1856 г. Ровно через год были утверждены отпечатанные образцы, а 9 ноября 1857 г. их переименовали из «штемпельных» в «почтовые» марки. Наконец, 10 декабря 1857 г. первая общегосударственная почтовая марка увидела свет. Были утверждены три номинала марок для оплаты писем в зависимости от веса — 10, 20 и 30 копеек разных цветов. Марка в 10 копеек вводилась в обращение с 1 января 1858 г. Марки же номиналом 20 и 30 копеек вышли 4 января. Марки печатались на специальной бумаге ручного изготовления с уплотнением бумажной массы для каждого отдельного экземпляра. Поэтому каждая марка, если ее рассматривать на свет, имела знак в виде цифры высотой около 15 мм, соответствующей числу оплачиваемых лотов. Марка в 10 копеек имела цифру «1», а марки в 20 и 30 копеек, соответственно, знаки «2» и «3». Перфорационная машина, заказанная в Германии, была доставлена с опозданием и в неудовлетворительном состоянии, требовавшем ее наладки. Поэтому Почтовый департамент принял решение о частичном выпуске 10-копеечных марок без зубцов. После наладки перфорационной машины 10-копеечная марка стала выпускаться с зубцами. Беззубцовая марка 10 коп. считается первым выпуском русских общегосударственных почтовых марок, а зубцовые марки 10, 20 и 30 копеек — вторым выпуском. До изготовления специальных штемпелей было разрешено погашать марки на письмах путем перечеркивания их чернилами. Однако такой способ гашения марок давал широкие возможности их повторного использования во вред почте, и своим приказом № 138 от 26 февраля 1858 г. Почтовый департамент отменил гашение марок чернилами, заменив его временно гашением календарными штемпелями, применявшимися в домарочный период. До 1863 г. в России было произведено еще несколько выпусков почтовых марок тех же номиналов и того же вида. Эти выпуски различались размером зубцовки и видом применяемой для печати бумаги. Эти марки не могли применяться для оплаты тарифа городских писем, составлявшего 5 копеек. В целях исправления этого положения в августе 1863 г. были выпущены специальные марки городской почты 5-копеечного номинала, которые имели хождение только в С.-Петербурге и Москве для оплаты местных писем наряду со «штемпельными кувертами». До 1864 г. пересылка всей почтовой корреспонденции за границу оплачивалась только наличными деньгами, что создавало неудобства как у отправителей, так и у почтовых работников. Для разных стран в то время существовали разные таксы, часто не округленные до 10 копеек, что не позволяло использовать имеющиеся марки для внутренней корреспонденции. Для исправления этого положения Почтовый департамент сообщил 15 июня 1864 г. всем почтовым учреждением о выпуске марок номиналами 1, 3 и 5 копеек и разрешении оплачивать новыми марками, наряду с ранее выпущенными номиналами, простую корреспонденцию, посылаемую за границу. При этом разрешалось продолжать оплачивать такие почтовые отправления наличными деньгами на почте или отправлять неоплаченными, с тем, чтобы оплата производилась получателем. Страховые и денежные письма, а также посылки оплачивались только наличными деньгами. Запрещалось посылать за границу письма в штемпельных конвертах. Новыми марками разрешалось оплачивать письма, пересылаемые внутри империи. До 1874 года было осуществлено несколько выпусков марок этого типа всех указанных номиналов, от 1 до 30 копеек. В сентябре 1874 г. постановлениями Бернского конгресса Всемирного Почтового Союза, одним из членов-учредителей которого была Россия, были установлены новые почтовые тарифы, уравнивающие плату за внутреннюю и международную почтовую корреспонденцию. В связи с этим в России с 19 июня 1875 г. были пересмотрены почтовые тарифы в сторону их снижения и выпущены соответствующие им новые почтовые марки достоинством 2, 8, 10 и 20 копеек. Марки в 8 копеек предназначалась для оплаты простых иногородних писем, 2-копеечная марка вводилась для оплаты бандерольных отправлений, а также иногородних и международных писем. Марками же 10- и 20-копеечного достоинства должны были оплачиваться заказные письма и простые письма весом более одного лота. Оставшиеся в почтовых учреждениях запасы марок прежних выпусков разрешалось продавать до их исчерпания. В 1878 г. состоялся Парижский конгресс Всемирного Почтового Союза, который принял решение о введении новых однообразных тарифов для оплаты писем и бандерольных отправлений. В соответствии с новой таксой, введенной с 20 марта 1879 г., в России была выпущена новая марка номиналом 7 копеек. Для облегчения контроля за правильностью оплаты международной корреспонденции, страны-члены Всемирного Почтового Союза приняли решение о введении одинаковой расцветки марок, применяемых для наиболее распространенных видов почтовых отправлений. Для простых открытых писем был выбран синий цвет 7-копеечных марок, для открытых писем — красный (3 копейки) и для бандерольных отправлений — зеленый (2 копейки). Одновременно с этим было признано полезным изменить рисунки марок и ввести в обращение марки более высоких номиналов для оплаты тяжеловесных простых и заказных писем, а также бандерольных отправлений. Выпуск новых марок был осуществлен 25 января 1884 г. В 1885 г. произошло объединение Почтового и Телеграфного департаментов, на базе которых было создано единое Главное управление почт и телеграфов (ГУПиТ). Изменился герб объединенной службы. К почтовым рожкам добавились перекрещенные молнии. Это нашло свое отражение в новых выпусках почтовых марок, на которых стала печататься уже новая эмблема. Были выпущены марки новых номиналов — 15 и 25 копеек для почтовых и телеграфных денежных переводов, а также 5 и 10 рублей для тяжелых посылок и крупных денежных переводов. Было осуществлено несколько тиражей этих марок, также отличавшихся типом бумаги. В 1908-1910 г. были выпущены стандартные марки нового дизайна номиналами до 10 копеек, а в 1917 г. — марки больших номиналов в измененных цветах.
Благотворительные марочные выпуски
Впервые почтовые благотворительные марки были выпущены в России в связи с русско-японской войной 1904-1905 г. Выпуск был осуществлен по заказу учредившей особый фонд в пользу сирот воинов действующей армии благотворительной организации — Императорского женского патриотического общества, действовавшего под августейшим покровительством царского двора. Для рисунков на марках были отобраны памятники, в наибольшей мере отражающие патриотические чувства русского народа. Так, на марке 3-копеечного достоинства изображен памятник герою севастопольской обороны адмиралу В.А.Корнилову (1806-1854). На 5-копеечной марке помещен памятник Козьме Минину (? — 1616) и Дмитрию Пожарскому (1578-1642), возглавившим героическую борьбу русского народа против польской и шведской интервенции в начале XVII столетия. Всемирно известный «Медный всадник» — памятник Петру I воспроизведен на 7-копеечной марке. Наконец, на 10-копееч¬ной марке, завершающей эту серию, изображен общий вид Московского Кремля, всегда олицетворявшего сердце России. Вскоре после начала Первой мировой войны две русские благотворительные организации — Женское патриотическое общество и Скобелевский комитет обратились в Министерство внутренних дел за разрешением на выпуск особых почтовых марок, чтобы часть дохода от их продажи использовать для создания фонда помощи раненым и семьям погибших воинов. Уже 18 сентября 1914 г. был выпущен циркуляр почтового ведомства, предусматривавший выпуск марок четырех номиналов — в 1, 3, 7 и 10 копеек. При этом продажная цена каждой марки включала надбавку в 1 копейку. Новые почтовые марки, отпечатанные на крашеной бумаге, пользовались популярностью не только в России, но и за рубежом. В сентябре 1914 г. две иностранные торговые фирмы, голландская — М. Боолеман и английская — Кинг и Ко, сделали заказы на их приобретение. Это послужило поводом к последующему дополнительному выпуску этих марок в 1915 г. Вследствие недостатка крашеной бумаги и постоянных неудобств, связанных с изготовлением такой бумаги, было решено в дальнейшем патриотические марки печатать на белой бумаге. Такие марки были выпущены в обращение в феврале 1915 г. Выпуск благотворительных марок продолжался и в 1916 г.
Юбилейный «Романовский» выпуск
В 1913 г. в России была выпущена первая серия коммеморативных марок, посвященная празднованию 300-летия царского дома Романовых. Этому выпуску уделялось особое внимание. Подготовка серии началась уже в 1909 г. Наблюдали за ходом работ высокопоставленные чиновники, включая председателя совета министров П.А. Столыпина. Для подготовки серии казна ассигновала значительные средства — 500 тысяч рублей. На эти деньги за границей приобрели перфорационную машину, бумагу и краски. К работе над оригиналами марок привлекли выдающихся художников — И.Я. Билибина, Е.Е. Лансере, Р.Г. Зарриньша. Им поручили разработать проекты марок, а также отобрать картины с портретами монархов. Только для портретов Императоров Александра III и Николая II решили использовать фотографии. В ходе подготовки серии было выполнено множество эскизов и проектов марок, которые дважды в 1910 г. представлялись на утверждение царю. После окончания работ и утверждения окончательного варианта марки были отпечатаны и доставлены в почтовые отделения еще в 1912 г., с тем, чтобы пустить их в продажу с первых дней юбилейного 1913 г. Три марки рублевых достоинств из серии были посвящены архитектуре. На марке в 1 рубль изображена панорама Московского Кремля. На марке двухрублевого достоинства — Зимний дворец в Петербурге. Трехрублевая марка выпущена с изображением дома бояр Романовых в Москве. На остальных марках даны портреты царствующих особ из дома Романовых.
Специальные марки
В Санкт-Петербурге были открыты в 1866 г. 16 станций городского телеграфа, из которых одна предназначалась только для передачи казенных депеш. В мае того же года было утверждено временное положение о Санкт-Петербургском общественном телеграфе, которым разрешалось, в виде опыта, производить телеграфный сбор посредством штемпельных телеграфных бланков и телеграфных марок. Было установлено, что телеграммы должны быть непременно написаны на установленных штемпельных бланках ценой 40 копеек для депеш объемом до 20 слов. При количестве слов более 20 за каждые последующие 10 или менее слов дополнительно наклеивается 20-копеечная телеграфная марка. Марками также принималась плата за обратный ответ и за рассылку копий телеграмм в несколько адресов по 20 копеек за каждую копию. Знаки почтовой оплаты вводились только для района Санкт-Петербурга. За передачу телеграмм на другие станции империи оплата производилась наличными деньгами.
Марки-деньги
В начале Первой мировой войны в России резко сократилось количество находившихся в обращении металлических денег, в том числе серебряных и медных монет. В связи с этим в 1915 г. по заказу министерства финансов начался выпуск так называемых марок-денег номиналами 10, 15 и 20 копеек. Для их издания использовались клише почтовых марок России, выпущенных к 300-летию царского дома Романовых. На обороте этих марок под царским гербом помещался пояснительный текст: «Имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой». Оборотная сторона марок клеем не покрывалась. Выпуск осуществлялся на плотной бумаге. В том же году была подготовлена новая серия марок-денег достоинством 1, 2 и 3 копейки с текстом на обороте: «Имеет хождение наравне с медной монетой».
Марки в пользу почтальона
В практике работы судов в России была распространена доставка судебных повесток и решений судов тяжущимся сторонам под расписку. Доставка этой корреспонденции осуществлялась судебными курьерами. Такой способ требовал очень больших затрат от министерства юстиции, особенно с ростом числа хозяйственных дел, рассматриваемых в судах, в начале XIX в. Для исправления этого положения 7 июня 1909 г. был принят закон «О порядке сношений судебных учреждений с тяжущимися посредством почты». Так как доставка судебных документов требовала существенного повышения нагрузки на почтальонов, зарплата которых была невелика, этим законом предусматривалось, что за доставку заказного письма с судебными бумагами, при вручении его адресату, взыскивается почтовый сбор за заказ и сбор за пересылку уведомления по обыкновенному тарифу, а также специальный сбор 15 копеек в пользу почтальона за доставку письма. Сбор в пользу почтальона взыскивался в виде специальных почтовых марок, применение которых подчинялось всем правилам, касающимся обычных выпусков почтовых марок. Марки эти наклеивались на оболочку письма и гасились обычным способом. В 1909 г. для этих целей был осуществлен временный выпуск специальной марки. Он представлял собой надпечатку на гербовой марке «В пользу почталиона». В 1911 г. был осуществлен выпуск оригинальной марки с той же надписью.
|